Учитель-дефектолог (2024)
Программа разработана в соответствии с:
- федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральным законом от 28.12.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- профессиональным стандартом «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)»;
- федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», зарегистрированный в Минюсте России 30.10.2015 г. № 39561.Программа состоит из пяти модулей:
1. Нормативно-правовая база, регламентирующая реализацию прав людей с ОВЗ.
2. Психолого-педагогические основы дефектологии.
3. Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся.
4. Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости.
5. Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации слепых, слабовидящих обучающихся.
Содержание программы предполагает изучение таких вопросов:
Нормативно-правовая база, регламентирующая реализацию прав людей с ОВЗ.
Международные стандарты прав человека.
Российское законодательство по защите прав людей с ОВЗ.
Законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.
Психолого-педагогические основы дефектологии.
Основы специальной педагогики.
Основы специальной психологии.
Основы олигофренопедагогики.
Основы олигофренопсихологии.
Особенности семейного воспитания детей с различными нозологиями.
Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся.
Организация деятельности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Сурдопедагогические технологии обучения и воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации различных категорий обучающихся с нарушениями слуха.
Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся.
Специальные условия, необходимые для обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха.
Специальные условия, необходимые для обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха.
Технологии разработки программно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательных программ и программ коррекционной помощи для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся.
Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений обучающихся с нарушениями слуха.
Современные классификации нарушений слуха.
Научно-методические подходы к оценке результатов комплексной диагностики нарушений слуха.
Технологии педагогического консультирования лиц с нарушениями слуха по вопросам образования, слухоречевого развития, овладения средствами коммуникации, профессиональной ориентации, социальной адаптации.
Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости.
Пути достижения образовательных результатов, способы контроля и оценки планируемых результатов образования детей с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости.
Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости.
Специальные условия, необходимые для обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости.
Технологии разработки программно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости.
Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости.
Психолого-педагогические технологии консультирования родителей (законных представителей), членов семей по вопросам семейного воспитания обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости.
Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации слепых, слабовидящих обучающихся.
Организация деятельности слепых, слабовидящих обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования лиц с нарушениями зрения, современные тенденции развития образования лиц с нарушениями зрения.
Тифлопедагогические технологии обучения и воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации различных категорий обучающихся с нарушениями зрения.
Офтальмо-эргономические основы организации образовательного процесса.
Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся.
Специальные условия, необходимые для обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями зрения.
Современные тифлопедагогические и офтальмологические классификации нарушений зрения.
Современные методики выявления нарушений зрительной функции, особенностей развития лиц с нарушениями зрения.
Категория слушателей: лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование.
Срок обучения: 502 часа.
Форма обучения: заочная форма с применением электронного обучения и заочная форма (полностью дистанционная).
Итоговая аттестация слушателей: тестирование в системе дистанционного обучения.
Итоговый документ: диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.