Логопедия (2024)
Программа разработана в соответствии с:
- федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральным законом от 28.12.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- профессиональным стандартом «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)»;
- федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», зарегистрированный в Минюсте России 30.10.2015 г. № 39561.
Программа состоит из шести модулей:
1. Нормативно-правовая база, регламентирующая реализацию прав людей с ОВЗ.
2. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения детей.
3. Теория и практика логопедии.
4. Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи.
5. Организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе.
6. Осуществление систематического контроля и оценки достижения лицами с нарушениями речи планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития.
Содержание программы предполагает изучение таких вопросов:
Международные стандарты прав человека.
Российское законодательство по защите прав людей с ОВЗ.
Законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.
Структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Закономерности и этапы речевого развития, языковые нормы, варианты их нарушения.
Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Онтолингвистика.
Логопсихология.
Логопедические технологии.
Восстановление речи при афазиях.
Логопедическая коррекция дислалии.
Базовые технологии коррекции алалии.
Планирование и организация логопедической работы.
Особенности логопедической работы с детьми при ДЦП.
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения слуха.
Основы логопедического массажа.
Теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования лиц с нарушениями речи, современные тенденции развития образования лиц с нарушениями речи, оказания им логопедической помощи.
Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.
Содержание и технологии проведения логопедических занятий.
Инновационные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи.
Требования к оснащению и оборудованию учебных и логопедических кабинетов современными образовательными средствами, техническими средствами, дидактическими средствами, средствами логопедической помощи.
Особенности семейного воспитания лиц с нарушениями речи.
Пути достижения и способы оценки результатов освоения образовательных программ и (или) программ логопедической помощи лицами с нарушениями речи.
Категория слушателей: лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование.
Срок обучения: 502 часа.
Форма обучения: заочная форма с применением электронного обучения и заочная форма (полностью дистанционная).
Итоговая аттестация слушателей: итоговое тестирование в системе дистанционного обучения.
Итоговый документ: диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.